Буду откровенен, мне редко нравятся автомобильные "эстрадные" динамики. Но в этот раз на измерения попались действительно удачные, а это нынче встречается нечасто. Началось все с идеи в очередной раз сравнить динамики разных калибров из одной серии.
КОНСТРУКЦИЯ
Внешне это обычные «эстрадные» широкополосники, пришедшие из профессиональной аудиотехники.
Несмотря на то, что динамики принадлежат к одной серии и оформлены в едином стиле, конструктивно они различаются между собой достаточно сильно – разные формы гофров, разные магнитные системы.
Тем не менее, измерения чётко показывают – динамики имеют единую идеологию построения. Не буду забегать вперёд, выводы будут после измерений.
ИЗМЕРЕНИЯ
Самое интересное оставлю напоследок, а пока что параметры:
Edge EDPRO8P (синяя кривая):
Fs (собственная резонансная частота) – 80 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 16,6 л
Qms (механическая добротность) – 8,11
Qes (электрическая добротность) – 0, 64
Qts (полная добротность) – 0,59
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15,2 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,5 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
Итак, что имеем. Зажимать в тесные объемы ни «шестёрку», ни «восьмёрку» не нужно – лучше всего они будут работать на объемы дверей. Опорные чувствительности в обоих случаях неприлично высокие, так что с громкостью всё должно быть в порядке. Оба динамика неплохо забираются вниз по частоте (для своего класса, естественно).
У «восьмерки» диффузор чуть ли не вдвое тяжелее при сопоставимой мягкости подвеса, так что резонанс тоже ниже, а эквивалентный объем выше. Проще говоря, «восьмерка» получилась басовитее, и если хотите строить систему не только для улицы, но и в машине послушать, то лучше выбрать ее. При работе на небольшой громкости динамик позволяет спокойно резать ФВЧ снизу на 70-80 Гц. Нужно громко – режьте не ниже 150-200 Гц.
Для «шестерки» все выглядит чуть попроще, но на небольшой громкости ФВЧ можно смело опускать до 120 Гц или даже до 100. Для высокой громкости – никак не ниже 200-250 Гц.
А теперь самое интересное, за что мне, собственно, эти «ширики» и понравились. Давненько не доводилось встречать такую ровную АЧХ у «эстрады». В силу конструктивных особенностей часто приходится видеть выбросы АЧХ в районе «верхней середины», которые делают звук слишком ярким. Здесь же – все ровно и красиво вплоть до 5 кГц.
Синяя кривая– Edge EDPRO8P
Зелёная кривая – Edge EDPRO6P
На деле это означает, что при нормальной установке и настройке динамики будут звучать ровно, громко и чисто, без резкости и звонких призвуков. К ним можно даже присмотреться тем, кто строит домашнюю систему.
В простейшем случае сверху их можно даже вообще ничем не резать, а твитеры просто подключить параллельно через конденсаторы, скажем, 2,2 или вообще 1 мкФ. Сами твитеры при этом лучше выбрать небольших размеров, чтобы они не перекрикивали все остальное. Получится дешево и сердито. Стык между полосами получится не такой ровный, как при поканалке, но как бюджетный вариант будет играть неплохо. Для поканалки же динамики можно резать сверху на привычных значениях 5-6 кГц.
ВЫВОДЫ
Если вы строите систему с одним-двумя динамиками в каждой двери, и работать ей предстоит не только на улицу, но и «для себя любимого», то лучше выбрать EDPRO8P. Хотя бы потому, что они лучше забираются вниз по частоте, и их легче срастить с сабвуфером в двухполосной системе.
Если основной приоритет – это работа на улицу, то тут лучше выбрать EDPRO6P. Во-первых, низкая частота раздела с сабом тут уже не нужна, а во-вторых, в дверь тупо уместится больше динамиков. При такой же чувствительности как у «восьмерок», в итоге вы получите более высокую громкость.